Стихийная тяга к майдану
Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весьма распространено явление, когда, разойдясь во мнениях «по поводу одного места из Блаженного Августина», пара кондовых (с деда-прадеда) русских, к которым «если кто и влез…, так и тот татарин», ругают друг друга хохлами. Часты случаи гомерические, когда с чисто майданной уверенностью и чисто майданным уровнем аргументации люди заявляют, что «мы-то не такие», «у нас это невозможно». Так же точно, как говорили грузины о сербах накануне своей «революции роз» и украинцы о грузинах накануне первого (оранжевого) майдана.
В общем сложное явление — майдан — низводится до простой «проплаченной американцами» массовки. А тяжелейшая борьба, которую вела и ведёт российская власть с майданными тенденциями в России, сводится к неудаче Болотной, которая опять-таки объясняется тем, что «мы не такие». В общем. получается, что власти в России ничего и делать не надо — можно почивать на лаврах. Крупно ей повезло, попался идеальный народ, которого никак не проймёшь, ничем не возьмёшь и на мякине не проведёшь.
Между тем маргинал, гордящийся «генетической принадлежностью» к любому народу, не перестаёт быть маргиналом, независимо от того, русский он, украинец, грузин, белорус или представитель «народа-господина», проигравшего Вторую мировую войну. Американцы наиболее маргинализированы среди всех «цивилизованных наций» не потому, что они нас не любят, а потому, что они больше других уверены в своей избранности.
Великие достижения предков дают основания для гордости этими самыми предками и созданным ими государством, но не делают русского футбольного фаната лучше английского футбольного фаната. Великие достижения предков налагают обязанность сохранять их, стараться приумножить и соответствовать предкам. Майдан же апеллирует к предкам и их достижениям (истинным и выдуманным) только для того, чтобы обосновать право адептов майдана на особые привилегии.
К сожалению, значительная часть людей в любом обществе является носителями майданного вируса. Этот вирус возникает из сочетания ничем не обоснованного чванства и чувства обделённости благами, которые якобы положены «сознательному» гражданину за его «сознательность».
В XIX–XX веках на этих комплексах маргинальной части общества играли революционеры. Промежуток между концом XVIII века (Великая Французская революция) и началом ХХ века (революции в России, Китае, Турции и революционные потрясения в Восточной Европе после Первой мировой войны) был временем революций потому, что при переходе от феодализма к капитализму разрушалась старая и создавалась новая структура общества. Как правило, это занимало лет 30–50.
В этот период люмпенизировались и маргинализировались огромные массы людей, разрушался привычный уклад их жизни. Резкий рост производительности труда приводил к избытку рабочих рук в деревне. Между крестьянами возникала острейшая конкуренция, которую большинство проигрывало, разорялось и отправлялось в город, пополняя ряды пролетариата — дешёвой рабочей силы, обеспечивающей бурный рост промышленности эпохи первоначального накопления капиталов.
Именно эти люди везде составляли кадровый резерв революции. Они особенно остро ощущали «несправедливость» нового общества, выбросившего их на обочину жизни, и желали восстановить «справедливость». Именно поэтому все эксперименты радикальных революционеров, желавших пойти дальше буржуазных преобразований и установить тотальную «справедливость», имеют черты сваливания назад в феодализм.
Это и ограничение функции денег, и попытки контроля промышленного производства, его нормирования, чтобы новое производство не задавило кустаря (аналог феодальных цехов с их ограничениями), это и попытки сохранить или даже восстановить общину, вернуться к регулярным переделам земли, ввести жёсткое нормирование площади наделов, которые могли находиться в пользовании у семьи (в зависимости от количества едоков и рабочих рук); там, где ситуация заходила слишком далеко, как в СССР, где был поставлен дистиллированный коммунистический эксперимент, возникло и переиздание крепостного права (лишение крестьян паспортов и права покинуть колхозы, куда они были насильно согнаны), и нормированное распределение товаров продуктов в зависимости от места на «феодальной лестнице».
При феодализме крестьянам запрещалось есть каплунов, охотиться в господских лесах, а значит, употреблять в пищу дичь, каждое сословие, крестьяне, горожане, служители церкви и дворяне носили свою одежду, при этом богатый горожанин не мог позволить себе те же фасоны, а иногда и те же ткани, что бедный дворянин. При «социализме» тот же эффект достигался при помощи карточной системы, а в эпохи её отмены — при помощи распределителей и системы «пайков» и «заказов», в рамках которой каждый слой общества мог рассчитывать только на положенные блага. Точно так же нормировалось и строительство индивидуальных домов: площадь, этажность, разве что количество окон и дымоходов при «социализме», в отличие от феодализма, не нормировали.
Безусловно, прошедшую эпоху нельзя вернуть. Даже уничтожив капиталистическую экономику, а в этом многие революционеры преуспели, вы не вернёте феодальные отношения, в худшем случае, как в Камбодже при красных кхмерах, создадите что-то вроде системы государственного рабовладения. Кстати, система государственного учёта, централизованного планирования и вознаграждения за труд не является коммунистическим ноу-хау. Она существовала уже в древнем Египте и в основных своих чертах потрясающе напоминала пересобранную в энеолите социалистическую экономику. Даже великие свершения вроде пирамид налицо. Учёные поначалу считали египетскую систему рабовладельческой, а затем выяснили, что на полях и великих стройках трудились лично свободные граждане, организуемые государством на основе централизованного планирования.
Но у нас нет ни времени, ни места, ни цели подробно рассматривать особенности существовавших на разных этапах человеческой истории политико-экономических систем. Важно, что до XIX века все они опирались на традиционную семью и крестьянский труд. Эффективная экономика не предполагала обязательного роста, а получение прибыли не было основной целью.
То, что мы знаем как антикапиталистические революции ХХ века, на самом деле реакция экономически, но не ментально вырванных из феодализма масс на жестокость капиталистической экономики. Массы хотели, чтобы было «как раньше». Как это происходит, мы могли воочию наблюдать, когда значительно более короткий период первоначального накопления в постсоветских странах привёл к аналогичной реакции, когда массы, не расставаясь с полученными ими при капитализме свободами, захотели вернуть социальную стабильность предшествовавшей эпохи.
Только страна уже не была крестьянской, поэтому требовали массы не передела земли (чтобы хватило резко выросшему крестьянскому населению, что было нереально, почему любая эффективная земельная реформа и вела к обезземеливанию и люмпенизации широких масс), а государственного патернализма. Пусть будут раздачи «бесплатных квартир», но и чтобы иномарки продавались свободно, и на отдых в Турцию или Испанию можно было поехать. Пусть капиталист владеет заводом, но пусть государство заставит его платить ту зарплату, которую считает справедливой рабочий.
Это так же нереально, как «справедливая» земельная реформа, но массам хотелось, и они были готовы бунтовать. Поэтому не устану повторять, что величайшая заслуга Путина перед Россией заключается в том, что он смог добиться общенационального консенсуса, не допустить общероссийского майдана, бессмысленного и беспощадного, к которому российское общество в 1998–2000 годах было готово.
Не исключаю, что далеко не самого влиятельного чиновника в считанные месяцы вознесли до президентства совсем не потому, что он единственный мог честным словом гарантировать безопасность семьи (ведь к Ельцину его ещё должны были подвести и порекомендовать, а подводившие совсем не обязательно интересовались его безопасностью после отставки), а потому, что ситуация в стране почти не оставляла шансов избежать майдана. Ненависть народа к системе должна была выплеснуться на преемника, после чего вряд ли бы вернулся Ельцин, но должен был прийти настоящий ставленник Семибанкирщины. Не случайно же Березовский, Гусинский и Абрамович так взбесились, когда стало понятно, что Путин пришёл всерьёз и надолго, что он добился стабилизации. Им не нужна была стабилизация, они хотели укрепить свою власть за счёт дестабилизации. На Украине, в Грузии, везде, где были майданы, почти всё общество, включая большую часть элит, понесло огромные потери, но некоторые люди, совсем не обязательно занимавшие места во власти, в результате тотальной дестабилизации не потеряли, а приобрели. Почему в России должно было быть по-другому?
Разрабатывая теорию революционного захвата власти, Ленин фактически написал научное руководство по майдану. Джин Шарп потом просто превратил его в методичку для идиотов — в комикс-инструкцию для безграмотных и интеллектуально убогих. В общем, Ленин — Джин Шарп для умных, а Шарп — Ленин для дураков.
Почему так получилось? Потому, что пролетариат совсем не хотел действовать по Марксу. Чем дальше продвигался капитализм и чем профессиональнее становился рабочий класс, тем меньше он тяготел к политическим требованиям и тем больше был склонен к чисто экономической борьбе. Но если рабочие промышленно развитых стран не хотят делать революцию, кто-то же этим должен заняться.
Россия как раз в это время переживала процесс обезземеливания крестьянства, его перетекания в города, превращения в пролетариат, из которого в дальнейшем должен был вырасти подобный западному, не склонный к революциям рабочий класс. Но пока что российские рабочие в своём большинстве были вчерашними крестьянами — первым перебравшимся в город поколением. К тому же теми же крестьянами уже нищавшими, но ещё не полностью обезземеленными была полна деревня. Именно они, как правильно определили эсэры, были революционной массой. Но вот беда, крестьяне не собирались бороться за социализм, они были мелкобуржуазной средой, стремились к частной собственности на землю и к капиталистическим отношениям в деревне.
Социалистический переворот должны были совершить люди, не желавшие социализма, так же как прозападные перевороты на майдане, сводившиеся к передаче власти из рук национальных производителей в руки компрадоров, должны были производить люди, чьё благополучие зависело от национальной экономики, которую компрадоры собирались уничтожить в интересах Запада.
И то и другое — искусственная революция, инспирированная заинтересованными силами (в одном случае внешними, в другом внутренними) в условиях отсутствия революционной ситуации. При этом искусственной революции придаются черты естественной. Октябрь называют продолжением и логическим завершением февраля, хоть на деле он февраль отрицает. Фактически это стандартный майдан — переворот, замаскированный под революцию.
Для организации такого переворота необходимо наличие в обществе реального недовольства, притом что вызвавшие его проблемы легко устраняются в рамках системы (революционная ситуация возникает тогда, когда проблемы в рамках системы неустранимы). Кроме того, необходим «авангард» — революционная партия как непосредственный организатор путча. Необходимость в массовой партии отсутствует. Наоборот, нужна компактная легко управляемая централизованная структура. Для руководства реальными буржуазными революциями партии не нужны. Партии возникают по ходу революции, когда революционеры в преддверии грядущей победы начинают междоусобную борьбу за уже почти завоёванную власть. А вот искусственной революции руководящее звено в виде революционной партии необходимо: за свои интересы люди выходят сами, за чужие их должен кто-то вывести.
В наше время организация искусственной революции значительно упростилась. В ХХ веке надо было ещё найти недовольные группы, определить причины их недовольства, понять, что им надо пообещать, чтобы можно было бросить их против власти. Порой на это требовались годы и даже десятилетия проб и ошибок. Далеко не всегда и не у всех революционеров получалась организация искусственной революции.
Сейчас такие группы недовольных легко отслеживаются по социальным сетям. Более того, они в них могут искусственно формироваться, радикализироваться, направляться в нужную сторону. Именно поэтому Россия вслед за США, Китаем и Европой пришла к необходимости контроля социальных сетей.
Если революции начала ХХ века в России опирались на миллионы крестьян, вымываемых в города, лишаемых привычных условий жизни и потому пребывающих в постоянном стрессе, то в нынешнем обществе, с его перманентными коренными изменениями, происходящими уже по несколько десятков раз за жизнь одного поколения, стресс является постоянным спутником большинства, а утрата ориентиров тотальна. Социально маргинализируется даже профессиональное и материально самодостаточное сообщество. В каком-то смысле мы все маргиналы, наши общественные связи неустойчивы, а традиции размыты.
Маргинал тянется к майдану как к методу решения своих проблем, легитимирующему силовое воздействие («отмену») оппонента. Пробегитесь по социальным сетям и посчитайте призывы к силовому решению любых проблем. Их там миллионы. Они тем радикальнее, чем глупее их автор. Глупость идёт об руку с радикализмом и железобетонной уверенностью в своей правоте.
Маргиналам нужен только вменяемый лозунг и авторитетный вождь, они тут же в едином порыве рванутся строить очередное «светлое будущее» за чужой счёт, лишь бы вырваться из пугающего их своей непредсказуемостью настоящего. Поэтому не надо думать, что «у нас это невозможно». Возможно в будущем, когда войдут в силу поколения, выросшие в режиме калейдоскопического изменения реальности, толкающий общество к майдану стресс исчезнет и его опасность снизится. Пока же майдан возможен везде.
Майдан нельзя победить, он слишком глубоко интегрирован в ткань общества. Майдан можно только постоянно побеждать. Уверенность же в том, что мы другие, у нас такого не было, нет и не будет, широко открывает ворота майдану, резко ослабляя общественный иммунитет. Ведь зачем бояться того, что «у нас невозможно»? Тем более зачем бороться с ним?
https://alternatio.org/articles/articles/item/142913-stihiynaya-tyaga-k-maydanu
Вот интересно, когда Ищенко пишет именно о майданах особо спорить нет желания: есть неточности, но суть он улавливает.
Когда пишет про революции в том же тексте, выходит абсолютно дикая чушь. Причём приправленная перестроечными ещё дебильные бредобайками, вроде вот этой.
>возникло и переиздание крепостного права (лишение крестьян паспортов и права покинуть колхозы, куда они были насильно согнаны),
Байку о паспортах и "закрепощении крестьян" разбирали уже столько раз, что словно натыкаешься на очередного Свидетеля Шмайсера (ну, тех, кто пытается доказывать, что АК скопирован с Stg-44).
Всё-таки не проходит бесследно работа в администрации президента Украины.
.
Забавная картинка, но только ты упускаешь один простой факт:
Я понимаю, о чём пишет Ростик, и понимаю, когда он несёт абсолютную хуйню.
Например давно разобранную кретинскую байку о "закрепощении крестьян в СССР".
Чувак, скажи пожалуйста, почему с твоей точки зрения "думать", означает "во всём соглашаться с чуваком, который несёт херню, приправляя её байками уровня "АК придумал Шмайсер""?
Ищенко НЕ РАЗБИРАЕТСЯ в теме революции и революционных процессов и несёт чушь. Причём, заметь, я честно стараюсь указать, где он правильно понимает процессы, а где у него бред сивого хохла.
Но ты, блядь, относишься к нему как к пророку и священному гуру, который не может ошибаться в принципе и выскакиваешь грудью на защиту выкидывая по 10 постов. При этом обвиняешь в фанатизме меня. Может, не стоит проецировать, а?
Ну или сделай уже как в политоте - прямо напиши в шапке "в этом фэндоме запрещается критиковать Ростислава Ищенко".
Ищенко НЕ РАЗБИРАЕТСЯ в теме революции и революционных процессов и несёт чушь. Причём, заметь, я честно стараюсь указать, где он правильно понимает процессы, а где у него бред сивого хохла. "
Чувак, давай проведём аналогию: Ленин и нонейм хуй хнает кто, который абсолютно зашорен в в своих взглядах и не может за них выпрыгнуть, в виду того, что психология вещь интересная (которую я изучал)?
Вывод: я больше буду прислушиваться к Ленину, чем к - хуй знает кому, который возомнил себя экспертом, но при этом не имеет свободного полёта мысли потому, что у него есть идеологический барьер, за которым он вообще не видит реальности.
Я доступно объяснил?
ДУМАЙ, БЛЯТЬ, ДУМАЙ!
>ЗДЕСЬ НЕ МАРКСИСТСКИЙ КРУЖОК!
Здесь и не Фан-клуб Ростислава Ищенко.
>А ты фанатик, въебавший в свою голову свои несбыточные фантазии.
>Тебя сразу снести, или ещё потрепыхаешься?
То есть, я правильно понял: ты начал кидаться на меня, заваливая 3-4 постами в однин ответ, наезжать, угрожать баном (несмотря на то, что я не нарушил не одного правила Ватника), и после всего этого, это Я «зашоренный фанатик»? Знаешь, пусть слова однокоренные, лицемерие никому не к лицу.
И я мог бы понять возмущение, если бы я наезжал на Владимира Владимировича, правительство России или саму Россию.
Но нет, всё из-за того, что я осмелился критикиковать бывшего советника президента Украины, который в своей статье цитирует давно разобранные антисоветские бредобайки о закрепощении крестьян через паспортную систему.
Я что-то пропустил момент, когда в правила раздела «Я Ватник» внесли пункт: «Мы не приемлем любой критики Ростислава Ищенко и оправдания действий его критиков».
«ДУМАЙ, БЛЯТЬ, ДУМАЙ!»
>давай проведём аналогию:
Давай проведём ещё аналогию. Представим, что Ленин внезапно в одной из своих книг написал, что во всех дворцовых переворотах в России виновата немецкая масонская ложа, и что она же посадила Екатерину Великую на трон. Приправив это байкой, про то, что Екатерине для постельных утех приводили коня. И потом «нонейм хуй знает кто» сказал, что книги у Ленина хорошие, но в этом месте он явно сморозил хуйню.
Как говорится «Платон мне друг, но истина дороже».
И мнение «нонейма» в такой ситуации, как минимум не стоит отбрасывать. И уж точно не стоит кидаться на него аки фанат Навального на критику его «расследований».
В реальности такого Ленин, конечно, не написал бы, но раз уж ты привёл его в пример…
>Вывод: я больше буду прислушиваться к Ленину, чем к - хуй знает кому, который возомнил себя экспертом, но при этом не имеет свободного полёта мысли потому, что у него есть идеологический барьер, за которым он вообще не видит реальности.
Ты не поверишь, но именно так я и делаю: прислушиваюсь к Ленину, а не к хуй знает кому, который возомнил себя экспертом, и из-за идеологического барьера, полученного на предыдущем месте работы, вообще не способен осознать природы революций и ведущих к ним процессов, а заодно и зашорен настольно, что повторяет давно разоблачённые перестроечные байки. Вот только так вышло, что этого возомнившего себя экспертом, зовут Ростислав.
> Ты не ответил на этот вопрос:
О так это был вопрос, а не наезд? Ну, спасибо, что пояснил. Просто пост писанный капсом воспринимается не как вопрос, а как наезд. Ну а на наезды никто отвечать не обязан.
>"Давай ка посчитаем, скколько крестьянских бунтов было после революции (нет, не во время революции, а при коллективизации, грабежа церквей и прочего беспредела насилием)
Ну, мне ближе версия Елены Прудниковой:
«Крестьянских волнений, мятежей, восстаний против советской власти было много, но ни одно из них не вызвано стремлением крестьян попасть в золотую «Россию, которую мы потеряли». Большей частью это была борьба за крестьянские интересы, которые с интересами государства не совпадали никак, более того, несли прямую угрозу его существованию. Большевики выполнили все крестьянские чаяния и теперь ждали от них соответствующего ответа — поддержки новой власти в трудные времена. Не получив поддержки, все нужное стали брать силой. Тогда верхушка крестьянства взялась за оружие, при военной поддержке бывших офицеров и политической — эсеров, остальные крестьяне — из протеста против беспредела местных властей. Кроме эсеров, никто в той заварушке политических интересов не имел, так что назвать все эти волнения антибольшевистскими было бы неправильно, это была война за интересы. Кончилась продразверстка, кончились и восстания, хотя власть осталась большевистской».
Целиком можно посмотреть здесь: http://flibusta.site/b/658114/read
Ещё подробнее можно почитать тут:
http://flibusta.site/b/482204/read
Там хороший дотошный разбор ситуации с крестьянскими восстаниями, и все косяки большевиков, и все меры, которые они принимали, и результаты. Прудникова, в отличие от, разбирается в том, о чём говорит. Ты же у нас ратуешь за большие тексты, так что читай, разбирайся, если не согласен – критикуй.
>А дальше объясни накой был был введён НЭП.
Опять же, мне кажется наиболее обоснованной версия Елены Анатольевны.
>Предупреждая твои, довольно хуёвые манипуляции, НЭП как раз и был основой подавления крестьянских бунтов, которых уже ВСЁ ЗАЕБАЛО ПРОСТО ВКРАЙ.
Ря-я-я-я!!! Признай мою ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНУЮ ВЕРСИЮ, ты, фанатик!!!
>И мне похуй, что ты тут себе нафантазируешь.
Тебе настолько похуй, что ты начал грозить мне баном только из-за того, что я осмелился критиковать твоего гуру. Чувствую себя критиком Навального в «политоте», чесслово.
Также я не воспринимаю нонеймовского поца, который только и толдычит, типа он ничего не знает и не понимает. Ты аргументируй, а не хуйнёй страдай.
Так что гуляй мимо.
И здесь "Ватник", дискуссионной тематики, а не тезисов - он гонит хуйню, потому, что я так решил. И напомню, что это не кружок сына Хершела Леви Мордехая.
Тебе бан на неделю за пиздёжь. Ищенко работал в Министерстве иностранных дел, а не советником.
Тебе бан на сутки за пиздёжь. Ищенко работал советником в Министерстве иностранных дел, а не советником президента.
https://ruxpert.ru/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%98%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE
Работал в Администрации президента Украины (с октября 1994 года по апрель 1998 года) в качестве старшего, а затем главного консультанта Управления внешней политики.
https://vk.com/video-78046632_456241510
Да понял я, понял, Ищенко- Великий Пророк, Визионер и Мудрец. Обижать - низзя, критиковать - низзя. Тыкать носом если он бред очевидный несёт - низзя.
Похуй, если честно. Будет и дальше нести чушь про "закрепощение паспортами" - буду и дальше это указывать.
Как я уже сказал, это "Я Ватник", а не "Фан-клуб Ищенко". Dixi.
Сам Ищенко для таких как ты писал: "Читайте, думайте, сравнивайте, спорьте, не принимайте на веру чужие идеи, проверяйте корректность их обоснования, для этого ищите соответствующую информацию."
Но видимо тебе нужна чёткая идеология, в каких границах можно думать. Отступить от оной - мозг не воспринимает.
Нда. Вот что бывает когда платят за объём. И майдан обругал, и Путина облизал, и даже феодалов со злыми коммунистами приплести сумел.