Записки русского путешественника с 1823 по 1827 год: http://az.lib.ru/g/glagolew_a_g/text_1835_glagolev_zapiski-part-1.shtml
Подробнее
IcTopm УкраТни 23 июл в 10:29 V В 1823 году в Подолье, Волыни и Галиции никаких "украинцев" не существовало в принципе и про них никто и ничего не знал. Подолия ("украинское Подтля", польское Podole, латинское Podolia), историческая область на юго-западе современной "Украины", в пределах Подольской возвышенности. Охватывает практически всю Винницкую область, южные части Тернопольской и Хмельницкой областей, северную часть Одесской области в районе города Балта (см.карту 1 - выделено желтым цветом). Волынь граничит на севере с Полесьем, на юге с Подольем и Галицией. Восточной и западной границей считаются реки Уж и Западный Буг.[1] Территория Волыни соответствует современным Волынской и Ровненской областям, а также западной части Житомирской и северной части Тернопольской и Хмельницкой областей. В более широком понимании к Волыни можно отнести южную часть Брестской области и восточную часть Люблинского воеводства (см.карту 2-выделено желтым цветом). Галйция (также rattH4HHá) (укр. Галичина, польск. Galicja, нем. Galizien) -историческая область в Восточной Европе, примерно соответствует территории современных Ивано-Франковской, Львовской и большей части Тернопольской (кроме северных районов) областей Украины и югу Подкарпатского воеводства Польши (Перемышльская земля). Земля бывшего княжества со столицей, сначала в Галиче, а позднее во Львове, (см.карту 3 - выделено желтым цветом). Русский ученый Андрей Гаврилович Глаголев в 1823-1827 году совершил путешествие, о котором написал отчет "Записки Русского путешественника". Так вот согласно данного материала - основными национальными группами этих трех территория являются -1 .Русские, 2. Поляки, 3. Евреи. Причем к Русским Глаголев относит и грекокатоликов, поскольку и сами греко-католики считают себя Русскими. О сословном разделении читайте сами - предлагаю Вашему вниманию фрагмент из данного материала в развороте. Найдите там хоть слово про "украинцев" и "Украину". Обратите внимание на диалог Глаголева с часовым. Он назвал себя "украинцем"?. Добавил также несколько разворотов из "Записок....” Глаголева на свое усмотрения для любознательных. Найдите там про "Украину" -£■ или славный "украинский народ", который пришел на эти земли миллионы лет назад. Для желающих ознакомиться с полным материалом - весь текст "Записок Русского путешественника" в электронном виде - http://az.lib.rU/g/glagolew_a_g
- 50 - 45
- 50 1 - 45 25 30 35 ВАРШАВА БТЛОРУСЬ и РОС1Я ЧГРН1Г1В ПОЛЬША <С*А пвнк ОМИ ЖИТОМИР & 50 - КИ1В п О ХАРК1В о ХП'ЛВЛ- ТРРНОШЛЬ с ЧЕгКЛСИ Я УЖГОРОД о 1ВЛНО-ФРЛ1 »к ХМКЛЬНИЦЬКИИ ВШНИЦЯ £• _ г 4Г\ п УГЛНСЬК 'V л чг рПГвц| //// о К1РОВОГРЛД У о п ДНШРОПЕТРШС ЬК X донгцьк о МОЛДОВА 1 / Г V «4<• Ч \ Ч/ гТ 1 *Ч_/ ] « 1 ( [ V ЗЛПОРГЖЖЯ X Г \ л ; М»1К‘ОЛ\ГВ кишишв ч. ХЕРСОН гСЛ РУМУН1Я У лзвовськг V МОРЕ у 250 300 —I------1 С1МФЕРИОЛЬ о А' . » кт 1 й ) 25 1 30 35
- 50 1 - 45 25 30 35 ВАРШАВА БТЛОРУСЬ А1 ЧГРН1Г1В ПОЛЬША <С*А ЛУЦЬК о Р1ВНЕ ( Ж ( \ н, / • лу ш <уг ЖИТОМИР 4 ОМИ & О ;и>тв КИ1В о ТЕРНОШЛЬ ХП'АВА- ЧЕРКАС И УЖГОРОД о 1ВЛНО-ФРЛ1 НК1В( ьк ___ ХМЕЛЬНИЦЬКИЙ ВШНИЦЯ Ъг\ л о У о МОЛДОВА к^А ЫР0В01 РАД / V \Г^ МЛ КОД\ГВ кишишв РОС1Я 50 - о ХАРК1В с л £• п УГАНСЬК 'V // ДН1ПРОПГТР<ЖП,К донгцьк о ЗАПОРГЖЖЯ \ ХЕРСОН г'СА РУМУН1Я У лзвовськг V МОРЕ у >1 Ч~..’ С1МФГРИОЛВ о л-. » кт А И 25 30 35
Народонаселен] е Волыни и Подола преимущественно сосшоитъ изъ трехъ племенъ: Русскихъ, Полякову и Евреевъ. Куждое изъ нихъ исповЪдуетъ особую вЬру и, что всего примЬчагпелънЬе, занимаешь особую степень въ гражданскому обществ!». ВсЬ называвшее себя Поляками, или, что одно и тоже, всЬ Римскока-толики находятся въ шляхетскомъ или духовномъ званш; Евреи сосгпавляютъ среднее сословие, т. е. купечество и мещанство; а Руссше, какъ Православные, такъ и Рракоуниты , принадлежать къ низшему разряду общества: къ кресшья- Красивый городокъ П с религии ль лешишъ при подоит!» горы , а на гор!» стоиш ь замокъ. Прогуливаясь по берегу маленькой рЪчки. мы вдруг!» остановлены были одн ил ь НЬмцемъ. Оиъ гнался за нами и шребовалъ пошлины за шо , что мы перешли черезъ длинный деревянный мостъ. „Не вЪрыпе ему, сказалъ намъ часовой; эши НЬмцы всегда стараются обманывать насъ Русскихъ (мы говорили по Русски).4 „А развЪ ты Русской, спросилъ я съ удивлешемъ? — „КЬстимо , продол жалъ часовой, я изъ Галицш.“—И пткъ добрые Раличане еще не забыли , что они были некогда дЬтъми Святой Руси и братья намъ по происхождений. по языку и но вЬрЬ.
зшш РУССКАГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА , А. Глаголева, съ 1823 по 1827 года*. Ч А С Т Ь Г. России Австрш* С А.НКТПЕТЕРБУ РГЪ. Въ гипогра«ш Императорской Россшской Акадсмт. 18,5 7. ЛЕМБЕРГЪ, 1823 года Мая ±. Положеше тогода.' "РатПнА; ТХуКпЙная 'вйвдгоТекл : рукЬ-’ ПИОН СЫ КЛРТП11ЛМ11. 1 [ОЛНТНКЛ Ц-КМЦКИЪ ВЪ ОТ1ЮШКИШ КЪ Гл.1!1 ЦШ. _ НирОЕВЫЙ, KAMF.II I. НА ЛОПШ МОСКОВСКАГО, ТИПОГРАФЩИКА 1.0А11НА ОеОДОРОВА. Дилижанса» вы-Ьхало» вчера изо» ‘Брода* въ 12 часовъ ушра1:;Со1мною сид’Ьли одинъ ШиеД]», одинъ Нолякъ и одинъ Французъ. Какое странное сяЬтеше языковъ! ГГер-выиъ предметов«*1 общего нашего г разговора' была Москва. Соединенными силами мы скоро' сбили ечУ1 ноля* : сражен! я I Француз а. который приписывала* ипоражешр Наполеоновых!*; войско* >однимъ Русскигиъ морозамъ. Толстый и лЬнивый кондук-торъ, краса и идеалъ НЬмецкихъ кондукторов!», держала» также 11в1!иу спхбрб'йу и повгаррялъ безпресша шю охриплымо* го-лосоиъ свое. )а.! . ... Нагруженный пакетами, чемоданами и посылками, дилижанса» тащился по горамъ очень медленно. Окрестности не представляли ничего завгЬчашельнаго, кромЪ зам-ковъ Любомирскаго и Бовницкаго въ мЬ-сшечкЬ ЗасовЬ и городкЪ ЗлочевЬ. Въ Лембергъ мы пр1'Ьхали сегодня въ шестомъ часу утра. Дорога ведета* ка» нему между рядомъ холм оно» и долинами. Первые покрыты лЪсомъ, послЬдшя , ле-жащ1Я по лЬвую сторону, украшены садами и домиками. Красивый бульвара», извивающийся вок руга» стара го города, поднимается на гору ц представлявтъ взору весь Лембергъ, съ цвЪшущими его окрестностями. Особенное мое вниманщ привлекли ратуша (*}? соборный костелъ и большая квадратная площадь съ четырьмя фонтанами. ЗдЪсь есть универсищетъ са. хорошимъ кабинетом!» физическим!» и Прекрасная тоническая башня этой ратуши ньигЬ уже не существуетъ. На обратномъ пути моемъ, въ 1826 году» я иашелъ па итЪстВ ел одинъ мусоръ и щебень.' Она разрушилась незадолго передъ тъмъ^ися до основашя. Муаоун'ь ншпуралышй исшорш. Я усп’Ьлт, взглянугнт» на публичную библютеку, въ которой считается книгъ до 4.0,000 то-мои’ь. Она помещается въ одномъ изъ нрежнихъ костеловъ и состоитъ изъ многих'!, комнапп.. Широкая галлерея, поддерживаемая столбами, разделяешь главную ея залу на два: яруса; въ верху паришь черный орелъ; иадъ нимъ Греческая надпись: у»«^в £сс7§«оу (врачество души), напоминающая о Птоломеевомъ книгохранилище. Изъ рукописей примечательны здесь Аристотелевы сочинешя, Латинская псалтырь, Немецкими буквами писанная, и слова 1оанна Зллтоусптго. Въ псалтыре есть множество каршинъ. Поля украшены иконами Спасителя.^; Вождей Матери и Свяшыхъ; а въ сшрокахъ безирестя’нно встречаются крокодилы и люди , ни изъ или вверхъ лицем'ь лец«ащде.:' Более всего достойно примЬчяшя, что въ эшомъ городе, основанномъ потомками Славянъ и бышнемъ несколько времени Столицею Гал ицкаго Княжества , нЬнп, ни одной Ч а с т ь I. 10 рукописи Славянской; 'Политика Немцевъ лс требила* ¡ здесь и нравы и обычаи и язмКъ коренныхъ жителей. НГ.шъ нигде Львова, .везде Лемберга», йот la* 1 tiníí ни «re ¡Въ < церкви Си.' Ояуфр1я ноказываютъ простой надгробный камень съ следующею надписьюДрукарь Москвитинь, копгорвй i своим® ш щлннемъ ■ друкование ванедбалое (Zaniedbaly брошенный) обно-11 ил-к, престав ися в Лвове року лфпг Декевр.... шччко&ошН о Ипцичвншгонин Въ верху доски: „успокоения, воскресё-шя изъ мерптаыхъ чаю;££; внизу:' ¿ДруйЬрь книгъ пред тымъ невиданыхъ.“ > и Надиись эта снята во Львове П.- И. Кеппеномъ,1 по просьбе К.' 0. Калайдовича , который поместил® еяизображёнЯе въ No 14-7 В. Кир. »Пая. ■ i i loamtñ х&ео<доров?> сь товврищеМъ своимъ Петром» Тимоч-еевичемъ * ШстисЛйвцёжЪ, осшапя въ Москве по'себе' ученика Arf. дроника' .(Тимофеева- невеяку); i обвиняемые ¡яъ ересляЙу удалились подъ покровительство. Польски го Короля СйгисмунДа II Августа и Григо]>ья ' Александровича ;ХбД- ксвича. 1Го уничтоженш заведет л Ходке-В1ща, I. £}$одоровь отправился во Львовъ и гаг}Щ» въ, iгрду опшечашалъ Апостолы; а Мсншславцевъ пъВильне въ i5y5 издали Евангелде, въ домЬ типографщиковъ Козмы и Лукаша Ми мопнчей. Первый переселился цотомъ въ Осшрогъ, где въ ióíio нздалъ Но-в,ый Заветъ, а въ следующему грду первую Библио на языке Славянскомъ. Скончался же .онъ въ Львове въ Декабре 10CÖ года. ПЕРЕМЫШЛЬ, Мая Д. Вьтд* изъ Лемберга. Малеибкн” пастушокъ. Галицшн СОЛДАТЕ, ПАЗЫВАЮЩ111 СЕБЯ Рз'ССКНМЪ. Мы пробыли въ ЛембергЪ только шесть или, семь часовъ—для того,.,чтобы запас? тись ПЬмецкими паспортами. Выезду нашъ быль въ собственному смысле шшпиче-ской. ,,Тяжелый рыдванъ. стучадъ по мо-спювой ; почта л ¡онъ игралъ на литавре вестовую песню; эхо раздавалось въ узкихъ улицах1»» и высоких!» каменныхъ домахъ. Окны были наполнены 31>ителями; и рЬя-выя^девушки прощались съ нами, какъ съ знакомыми. Едва успели мы выехать <въ поле, услышали новые и нежные звуки. Чтожъ это? Маленьшй пастушокъ, оставивъ стадо, шелъ тихо къ дороге и игралъ на свирели. Онъ остановился, .снялъ шляпу, кивнулъ намъ три раза головою, какъ бы въ знакъ желашя добра-го пути, и оборотясь назадъ, заигралъ снова свою песню. „Онъ счастливъ!££ ска-залъ . со вздохомъ Французъ, нашъ слут-никъ. „Онъ не изменить будущей своей Делш; не оставишь отеческихъ полей ц не пойдетъ далее роднаго города, куда водить ягнятъ. А мы бедные не будешь сидеть въ прохладе деревъ роди-тельскихъ и не станемъ въ безпечно-сти петь веселыхъ песенъ. Прости, цие-тунрй лугъ, свЪтлые потоки и родина... £<'1 Однимъ словомъ : вСя эта сцена была идиллию ; Французъ М. казался мне Мелибеемъ, а пастушокъ Тиши-ромъ. Красивый городокъ Перемыт ль лежишь при подошве горы, а на горЬ стоишь за мо къ. Прогуливаясь по берегу маленькой рЬчки, мы вдругъ остановлены были однимъ Немцемъ. Онъ гнался за нами и шребовалъ пошлины за то, что мы не-репгли черезъ длинный деревянный мостъ. „Не верьте ему, сказалъ намъ часовой; эти Немцы всегда стараются обманывать насъ Русскихъ (мм говорили по Русски).14 „А разве ты Русской, спросилъ я съ удивлешемъ? —■ „В'Ьсяшмо, продол жаль часовой, я изъ Галицш.и—И такъ добрые Галичане еще не забыли, что они были некогда детьми Святой Руси и братья намъ по ироисхождешю, по языку и ко вЪрЫ
ВЖДЪ ЮЕВОИЕЧЕРФЖОЖ Ж1Щ ©ТЪ. ДАЛЬЕПЖЖЪ ИЕЩЕРЪ у\ш$нлммллл\, аъ шхтулхр**' JW».ÍK3. $н>©<x$mÍ>m J№>.
— 72 — ПИРЯТИНЪ. Положи не Малороссии Сосредоточенная населенность. В.пяшк местной природы на характере жителей. Малоросс!я лежишь большею частшю на ровныхъ мЪсшахъ, теряющихся вь обширно мъ и однообразномъ горизонте. Обнаженный и пустынный видь здЪшнихъ полей происходить не опгь скудости вь народонаселенш, но отъ редкости сель и мЬстечекь, вь котпорыхъ теснятся Малоросшяне. Обыкновете сосредоточивать пгакимъ образомъ жилища, вЪроятно, осталось еще отъ патунархальныхъ вре-мень, когда семейства имели нужду во взаимной помощи для защшцешя себя опгь враждебныхъ соседей, отъ лютыхъ зверей, отъ суровости стихш; и оно до сихь поръ сохранилось преимущественно на гладкихъ поверхностяхъ Европы , от-крытыхъ вьюгамъ и вихрямь. ВъМалороссш причиною стесненной населенности можно считать и потребность воды; это доказываешь самое расположен!« здешнихъ посадовъ и мЪсшечекъ. Почти всЬ они лежать вокругъ озеръ, которыми съ избыткомъ вознаграждается здесь недо-статокъ источниковъ и рЬкъ. Всехъ посадовъ считается вь Черниговской гу-бернш 14, вь Полтавской 1; местечекъ вь первой 54 , вь последней 74* Многих изь нихь имеютъ отъ 5 до Ю т. жителей ; вь Решетиловке 11,622, вь Новьгхъ Сенжарахъ 16,722, а вь Беликахъ х4,062 души. Давно замечено, что местная природа имеешь сильное влтяше на образование на-роднаго характера. Въ' атомь легко удостовериться изь сравнешя народовъ, жи-вущихъ вь разныхь климашахъ, имеющихъ разные промыслы и даже окруженныхъ различными видами или мЪстоположенш-ми. Горные жители, восходя на вершины горъ и спускаясь вь глубину долинъ, всегда имеютъ передъ собою цель, и для дости-женш этой цели принуждены употреблять безпрерывныя усил1я, которыя вь теле производить быстрое обращете крови, вь — 74 — душе пробуждають живость чувствь и деятельность умствеыныхъ способностей. Напротивь того, житель равнинъ, теряясь и зрЪшемъ и мыс л по въ неизвестности пространства, невольно переходить въ состоите бездЪйствт и усыплент. Горный Черкесъ и Донской Казань, упражняясь сь малолетства въ укрощены* ди-кихъ коней, привыкаюпгь къ проворству, ловкости и хитрости, а пЬшеходець Малороссъ идешь ровными шагами рядомь съ воломъ, которымъ онъ управляешь. Простота Малоросстскаго крестьянина часто похожа бываешь на легкоум1в, о которомъ въ самой Малоросс!и расказыва-ютъ множество забавныхъ анекдотовъ. Все редкое кажется ему новымъ, и все новое необыкновеннымъ. Удивлен!е свое о встретившемся ему постороинемъ лице выражаешь онъ своему товарищу пан-томинами съ полною детскою уверенности, что вы, не слыша его словъ, не можете понять и его движений. Отъ того, кто показался Малоросшянину по чему либо страшнымь, онъ бе?китъ, какь заяць. — 75 — аа плетень или за дерево . и спрятавши одно лице, думаешь, что онъ и весь не* видимъ. Гостеприимство есть добродетель, родная всЪмъ племенамъ Славянскимъ. Въ древ1Йя времена оно значило тоже, что страннопртмспгво; полагаютъ, что у Славя нъ быль и особый божокь для покровительства спгранникамъ. Страннопртм-ство, въ собственномъ смысле принятое, остается еще доселе въ Роест, где можно его встретить по крайней мере въ хижине богобоязлива го крестьянина; а въ Малороссш, не имеющей гостинницъ ни въ селен ¡яхъ ни въ городахъ, даже и за деньги трудно найти пристанище. Упрямство въ этомъ Малоросс1янина до-ходишъ иногда до жестокосердш, не смяг-чаемаго ни просьбами, пи жалосппю къ путешественнику, оставляемому подъ открытыми небомъ въ ненастное время. — 122 — ЕВРЕИ. Раздт„шпк сослотй въ Волыни п .Подолш по релипямъ Евсеи Восточные и Западные. Евреиск1я секты въ Роест: Караимы, Рабкнписум и Хасиды. Число Евреевъ и синагогь и духовный ихъ ШТАТЬ. Де|1ЬНЛАЧА. Шабашъили праздио-ВА111Е СУББОТЫ. КоСТЮМЪ II ЧЕРТЫ ЛИЦА ЕвРЕЕВЪ И ЕвРЕЯНОКЪ. Корчмы. Транзитный торгъ. Брички. Характбръ Еврьевъ. Народонаселен1'е Волыни и Подол ¡и преимущественно состоитъ изг> трехъ племенъ: Русскихъ, Поляковъ и Евреевъ. Куждое изъ нихъ исповедуешь особую вЬру и, что всего примечательнее, занимаешь особую степень въ гражданскомъ обществе. Все называющее себя Поляками’, или, что одно и тоже, все Римскока-толики находятся въ шляхетскомъ пли духовномъ зваши; Евреи состав л яютъ среднее сослов1е, т. е. купечество и мещанство; а Руссте, какъ Православные, шакъ и Гракоуниты , принадлежать къ низшему разряду общества: къ кресшья- — 123 — намъ и вообще черии. Нельзя не заметить въ этомъ следовъ политики прежняго Польского правительства, состоявшего подъ вл1яшемъ Римскаго духовенства н имевшаго ц!шю распространение въ здЬш-немъ крае Римской веры и решительное уничтожеше Православ!я. Ухшцрешя этой политики заслуживаютъ особеннаго, по-дробнаго нашего изследован1я;япостараюсь раскрыть ихъ, сколько можно, въ стать-яхъ о Римскокатоликахъ и Грекоунитахъ; здесь обращаюсь исключительно къ од-нпмъ Евреямъ (*). Потомки древнихъ Израилыпянъ; за семнадцать предь симъ сшолЬгшй лишивппеся своего отечества и потерявгше навсегда политическое быпие, осуждены блуждать изъ одной страны въ другую, какъ бы единственно для того, чтобы свидетельствовать всему лиру. о непреложности опреде-ленш Суда Бодая. Евреевъ можно разделить на востпогныхЪ и западныхд. Исторщ первыхъ теряется (*) Статьи о Римскокатоликахъ и Грекоунитахъ приложены въ концъ 1-й части, подъ литерами А и Б.
Я Ватник,# я ватник, ,фэндомы,Ватные вбросы,ватные вбросы, ватная аналитика, пандориум,,История,разная политота
Еще на тему